Охота к перемене мест

Статьи 25.06.24

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, посвященного жилищным условиям россиян и их готовности переехать.

Многоквартирные дома и их удобства

Согласно июньскому опросу ВЦИОМ, россияне в большинстве своем живут в многоквартирных домах (66%).

По собственным оценкам, 34% россиян проживают в домах советской постройки, в том числе в домах 1970-80-х годов – 21%, в хрущевках – 10%, в сталинках – 3%, еще 30% ответили, что живут в современных домах, построенных в постсоветский период (в том числе дома 1990-х годов и позже – 17%, дома 2010-х гг. – 2%, а также новостройки не старше пяти лет – 11%). Проживанием в доме с историей, построенном еще до революции, говорят единицы (2%). Важно отметить, что речь идет о субъективном восприятии типа жилья, которое может не соответствовать реальному положению дел ввиду слабой информированности россиян о годах постройки дома.

Что касается этажности, то 24% ответили, что живут в малоэтажных (до 4 этажей включительно) домах, 33% - в домах средней этажности (5-8 этажей), тогда как наибольшую группу составляют жители многоэтажных домов – 43% (9 этажей и более, дома высотой до 75 метров).

Россиян, предпочитающих новостройки, отличает молодой возраст (18-24 лет – 24%, 25-34 лет – 20%), хорошее материальное положение (17%), работа в коммерческом секторе (15% vs. 7% «бюджетников»), а также проживание в городах с населением от 100 тыс. человек (14-19%).

Топ-3 удобств, доступных жителям многоквартирных домов (по их собственным оценкам): детская площадка во дворе (67%), благоустроенность двора (43%), наземный паркинг для жильцов и система видеонаблюдения (по 35%). Каждый третий отметил наличие зоны для занятий спортом во дворе своего дома (32%), каждый четвертый – системы раздельного сбора мусора (27%) и пандусов для колясок (26%), каждый пятый – наличие кладовок (21%). Реже жителям многоквартирных домов доступно панорамное остекление в квартире (10%), концепция обустройства «двор без машин» (9%), КПП на въезде во двор (8%) и подземный паркинг (7%). Ни одного из представленных удобств нет в доме каждого седьмого (15%).

Школы, сады, парки и другие объекты инфраструктуры

В ходе исследования удалось также выяснить, насколько развита коммерческая, социальная и транспортная инфраструктура вблизи жилых многоквартирных домов. Согласно полученным результатам, в обязательный минимум входят детские образовательные учреждения (сад/школа) и остановка общественного транспорта, в пешей доступности данные объекты находятся у большинства опрошенных (86% и 83% от числа жителей многоквартирных домов). О наличии детской площадки в радиусе 15-20 минут ходьбы сообщили 73%, «зеленой» инфраструктуры (лес, парк, сквер для прогулок) – 68%, взрослой поликлиники – 64%, кафе, бара – 59%. И хотя большинство отмечают наличие детских садов и школ, кружков, секций и детских поликлиник жителям многоквартирных домов в шаговой доступности может не хватать (по 59%). То же касается центров платных медицинских услуг (58%), и спортивной инфраструктуры (бассейна, спортзала, фитнес-клуба) (57%). До кинотеатра и специально оборудованной площадки для выгула собак, жителям многоквартирных домов; в шаговой доступности эти объекты имеются у 36% и 25% соответственно.

Период постройки имеет значение

Уровень комфорта придомовой территории и укомплектованность объектами инфраструктуры могут быть взаимосвязаны с двумя факторами:

Городом проживания. Обе столицы заметно опережают другие населенные пункты по уровню комфорта. Чаще других москвичи и петербуржцы, проживающие в многоквартирных домах, имеют преимущества: благоустроенные дворы (59%), системы видеонаблюдения (54%), зоны для занятий спортом (46%), а также пандусы для колясок (44%). Реже других они также испытывают нехватку детских площадок вблизи дома (84%), «зеленой» инфраструктуры (82%), кафе, баров (75%) и центра платных медицинских услуг (74%).

Типом жилья. Лучше всего учесть интересы всех жителей – от автомобилистов до родителей с маленькими детьми чаще удается современным застройщикам: о наличии всего перечисленного чаще говорят жители новостроек (домов не старше пяти лет), в топ-5 самых распространенных удобств вошли: детская площадка - 87%, система видеонаблюдения - 62%, благоустроенность двора - 60%, пандусы – 56% и наземный паркинг – 53%.

Окрестности современных многоквартирных домов (построены в 1990-е и позже) более укомплектованы объектами инфраструктуры в сравнении со «старым» фондом (дореволюционные дома и дома советской постройки). Их жители чаще отмечают наличие вблизи дома кружков и секций для детей (64% vs. 55% жителей старого фонда), центра платных медицинских услуг (63% vs. 53%), леса, парка, сквера для прогулок (72% vs. 65%), а также площадок для выгула собак (29% vs. 21%).

Частные дома обеспечены социальной инфраструктурой

Трое из десяти наших сограждан проживают в частном доме (в том числе в коттедже, таунхаусе) – 30%, в сельской местности показатель достигает 58%, в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах - 53% и 56% соответственно. Данный тип жилья также характерен для представителей старшего поколения (45-59 лет – 39%, 60+ лет – 34%), со средним или плохим материальным положением (32% и 33% соответственно).

Наряду с продуктовым магазином (87%) к самым часто встречающимся объектам инфраструктуры вблизи частных домов относится детский сад или общеобразовательная школа и остановка общественного транспорта, в радиусе десяти минут езды на автомобиле они доступны 83% и 71% жителей частного сектора. Наличие «зеленой» инфраструктуры отметили 68%, детской площадки – 65%, взрослой поликлиники – 64%, отделение банка или банкомата – 61%. Пункты выдачи онлайн-магазинов доступны наравне с детской поликлиникой, кружками и секциями для детей (57%, 56% и 55% соответственно). Реже вблизи частных домов можно найти кафе, бар (47%) и места для занятия спортом (бассейн, спортзал, фитнес-центр) (46%).

Россияне демонстрируют высокую привязанность к месту жительства

В ходе опроса шесть из десяти наших сограждан выразили желание остаться в своем доме даже при наличии возможности переехать (60%). Допускают смену места жительства 38% опрошенных, чаще всего речь идет о переезде в пределах своего населенного пункта (20%, в том числе 12% - в пределах своего района, 8% - в другой район). Еще 5% смогли бы перебраться в другой населенный пункт в пределах региона, 9% - в другой регион. Можно предположить, что эти группы различаются по мотивам переезда – первая группа (желающие переехать внутри региона) стремится улучшить бытовые условия, в то время как вторая (желающие перебраться в другой регион) ищет расширения своих социальных и экономических возможностей.

Наибольшую привязанность к своему дому демонстрируют жители частных домов – 75% выразили желание жить там, где живут сейчас, тогда как среди жителей современных домов и «старого» фонда об этом заявили чуть больше половины – 57% и 54% соответственно. Последние чаще других хотели бы переехать в другой дом в пределах своего района (17% жителей старого фонда). Частично этот эффект связан с демографическим составом жителей домов, среди проживающих в частных домах значительно ниже доля более мобильной молодежи 18-34 лет (17% vs. 28% среди жителей многоквартирных домов в среднем).

Как уже было указано выше, желание поменять место жительства обусловлено не только типом имеющегося жилья, но и возрастом: молодежь 18-24 лет чаще выражает готовность совершить переезд в пределах района (21% vs. 12% среди всех опрошенных), в другой район (15% vs. 8%) и даже в другую страну (13% vs. 4%), тогда как поколение 60+ в большинстве случаев предпочитает оставить все как есть (78%).

Кто готов переезжать?

Помимо молодежи наибольшую готовность сменить место жительства демонстрируют россияне с высшим образованием (44% vs. 35% среди людей со средним-специальным), оценивающие свое материальное положение как плохое или очень плохое (53% vs. 35% среди оценивающих материальное положение как хорошее) и жители крупных городов (17% среди жителей городов более 100 тыс чел, 14% - менее 100 тыс и ПГТ).

Источник: https://wciom.ru/
О рубрике
Рубрика создается в первую очередь для маркетологов, рекламщиков и пиарщиков в сфере недвижимости и строительства. Здесь вы найдете статьи, новости и мнения экспертов по всем аспектам продвижения жилых проектов.